Киберчеловек XXI века: как нас захватывала виртуальность

Человеческий глаз с использованием футуристической технологии - 3D крупным планом синего технологического круга.
By Yuichiro Chino

Муравьиное общество поражает уровнем своего развития. Их строй весьма утопичен: есть главный узел, контролирующий работу всех остальных систем, а каждая шестеренка беспрекословно отдает свою жизнь для блага общества.

В человеческом мире создать такую систему невозможно без применения фашистских методов. Тем не менее, она стала причиной грандиозной распространенности насекомых по земному шару. Виной тому особенности информационного обмена, именуемого коллективным разумом. Представляется вероятным, что коллективный разум наиболее оптимален для эволюции любого вида.

Проникновение виртуальной реальности в нашу жизнь вызвано эволюционной необходимостью. Технологический прогресс — ее следствие, а не причина. Как киберпространство захватывало нашу жизнь, рассмотрим далее.

Цифровой аватар / искусственный интеллект - 3D-визуализированное изображение цифрового аватара, идеально подходящее для визуализации абстрактных тем, таких как искусственный интеллект, большие данные или человеческая личность.
By DKosig

Пара слов о виртуальной реальности

Вопрос о реальности мира крайне сложен. Вероятно, он существует, так как я мыслю и чувствую. Но будет ли он существовать, если я не буду его чувствовать?

Что еще более сложно — реальность виртуальная. Этот мир я также чувствую, значит ли это то, что он реален? Это мир, воссозданный посредством искусственных стимуляций органов чувств. Это действительность, существующая внутри настоящей (настоящая — это какая? Допустим, наша).

Другими словами, виртуальная реальность — это система символов и знаков, которые человек может чувствовать и реагировать на них. Но эти знаки не имеют основы в реальности. В этом плане виртуальность созвучна с гиперреальностью Бодрийяра. По отношению к компьютерным технологиям применим ее синоним — киберпространство.

Девушка окружённая неоновым свечением использует VR-очки
By Stanislaw Pytel

Как мы пришли к коллективному разуму

Информация. Как много она значит для комфорта нашей жизни. Это инструмент, который использовали наши предки для сохранения и передачи знаний, делающих жизнь удобнее и понятнее.

Информация — знание и сведение о мире, выраженное в отражении этого мира через знак или символ. Символьные системы — это алфавит, язык, ноты, цифры.

Умение фиксировать и сохранять сведения о мире обеспечили человеку колоссальный культурный и технологический подъем, господство на Земле. Причем тут виртуальность?

Развиваясь, символьные системы стали не просто обличать в знаковую форму события из нашей жизни, они сами стали этими событиями. Продукты таких преобразований были названы Бодрийяром симулякрами. Симулякры — это копия копий, знак, не имеющий означаемого им объекта в реальности.

Все социальные и личностные потребности человек может удовлетворять, подключившись к киберпространству. Для этого в реальном мире необходима лишь нормальная работа воспринимающего мозга.

Этапы проникновения виртуальности в реальный мир отлично ложатся на исторические точки информационных революций.

 1. В 6 тысячелетии до нашей эры древний разумный человек сидел на берегу Хуанхэ и чесал голову. Ему требовалось зафиксировать результат гадания, и он не нашел ничего лучше, чем высечь эзотерические надписи на кости черепахи. Письменность для хозяйственных нужд появится много позже — только в 4 тысячелетии до нашей эры. Очень медленно, но верно информация начнет свое триумфальное шествие по культурной истории нашей цивилизации.

 2. Процент людей, умеющих грамотно читать и писать, был ничтожно мал. Так продолжалось вплоть до XV века, до второй информационной революции — появления массового книгопечатания. Тогда доступ к информации получили широкие слои населения.

Почему слово имеет мало общего с реальностью? Облекая явления объективного мира в символы, мы теряем их истинное значение. Теперь объект сам по себе, а слово само по себе. Представьте себе мяч. Как вы думаете, все читатели представили себе один и тот же мяч? В том и дело: слово одно, а понимания разные.

Красочные сферы на светлой полосе. Разноцветные шары на светлой полоске на черном фоне.
By MirageC

Но тем не менее информация постепенно начинает объединять людей всего земного шара, а заодно и людей разных эпох, формируя единое культурное поле.

 3. Третья информационная революция конца XIX века стала итогом промышленного и технологического переворота. Теперь информацию (звуковую и визуальную) стало возможно быстро передавать на огромные расстояния. Телефоны, радио и телевидение начали потихоньку «сжимать» наш мир, позволив общаться напрямую (не через книги) людям с разных концов Земли.

 4. Как вы уже догадались, крайней, но не завершающей революцией стало появление персонального компьютера и Интернета. Информация стала настолько доступной, что уважение к ней резко начало падать. Кто бы мог подумать, что в XXI веке люди будут использовать технологический прорыв, чтобы утонуть в гедонизме и море информационного шума. Ах, да, Хаксли мог.

Началось «переселение» в виртуальность торговли, отношений, даже сами личности «утекают» Интернет под видом страниц социальных сетей. Мгновенный обмен сообщениями крайне напоминает общение в жизни, не хватает только эффекта присутствия. Но и эту проблему решило киберпространство.

 5. Рождение киберпространства в современном понимании — не революция, но этап. Интернет-взаимодействие с использованием симуляторов реальности (например, шлема) все больше походит на обмен информацией в муравьином обществе. Мы получили доступ к всемирной библиотеке знаний, а с ней возможность понимать людей, с которыми раньше общение не представлялось возможным. Язык становится все более универсальным. Происходит обмен не только интеллектуальной, но и чувственной информацией.

Идеальный муравьиный политический строй был невозможен для людей, так как рядовые единицы там лишены индивидуальности и сознания. Виртуальность решает эту проблему: мы можем оставаться сами собой (в Интернете никто не знает, что вы — кот), при этом оставаясь частью целого.

Пока что новая реальность решает насущные проблемы:

  • Обучение реализуется в симуляторах.
  • Для медицины, в частности для протезирования, заменители органов чувств стали настоящим прорывом. Люди создают искусственные руки и глаза, способные передать реальные ощущения в мозг, и при этом мозгом управляемые. Заслугу нейропротезирования сложно переоценить.
  • Куда без развлечений. Вообще, уход от реальности всегда был интересен человеку.

Так что киберчеловек уже существует и даже силится создать искусственный интеллект по образу и подобию своему. Помните, как у Дугласа Адамса: когда компьютер не может решить задачу, он создает новый компьютер. Это тема достойна отдельной статьи.

Проникновение виртуальности в нашу жизнь — это не фантастика, это то, что уже произошло. Виртуальная реальность стала путем к примитивному пока коллективному бессознательному. Жизнь непременно изменится, когда человек полностью переселится в Интернет: потребность в теле отпадет, останется лишь мозг, воссоздать который подвластно только Богу. Но это уже совсем другая история.

Екатерина Ноликова

Екатерина Ноликова

Страница автора в ВК!

SEO-Амулет на удачу от Devaka eTXT
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять